долгое время

В котором долгое время видели главную суть эволюции средневекового общества, историки все более активно стали переходить к изучению его экономических основ, его социальных структур, его культуры и идеологии. Понятие «средние века» все чаще и теснее связывалось с представлением о феодальном строе, хотя последний трактовался в западной медиевистике очень по-разному: в нем видели то господство вассально-ленных отношений или личностных связей, то период политической раздробленности, то время абсолютного преобладания натурального хозяйства или вотчинного строя. При всех ее достижениях общей слабостью медиевистики той поры, как на Западе, так и в России, было отсутствие комплексного подхода.

Средневековая эпоха рассматривалась историками-позитивистами в свете теории равноправных факторов, как бы расчленялась на параллельно развивавшиеся эволюционные ряды, взаимодействие между которыми или вовсе отрицалось, или изображалось скорее как совпадение отдельных явлений, включенных в эти ряды, во времени. Позднее, на рубеже XIX и XX вв., «критическое направление», отвергнув такой факторный плюрализм, не создало ему, однако, более плодотворной замены. Его представители в подавляющем большинстве отказались от поисков широких обобщений даже на факторном уровне, все более сосредоточиваясь на индивидуальном и конкретном. К тому же они все более возвращались к чисто политико-юридической трактовке феодализма, видя в нем прежде всего период «раздробления государственного суверенитета». Но и историки «критического направления» внесли много ценного в наши представления об истории средних веков. Обвиняя своих предшественников и их теорию факторов в схематизме, они заставили, опираясь часто на новые источники, по-новому посмотреть на многие явления средневекового общества — на общину, вотчину, город, феодальную раздробленность и эволюцию государства.

Начало комплексного, или, как теперь чаще говорят, системного подхода к средневековому обществу, как и к любой другой эпохе, было заложено в принципах исторического материализма и теории социально-экономических формаций. Уже в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, позднее В. И. Ленина каждая такая формация, в том числе и феодальная, рассматривалась как сложная система взаимодействующих структур, в конечном счете определяемых экономической эволюцией общества и сложившимся на ее основе способом производства. Именное этих позиций комплексного подхода советские медиевисты начиная с 30-х годов стремились изучать историю западного средневековья. Однако на практике такой подход реализовывался далеко не всегда. Этому мешало упрощенное, в духе экономического детерминизма, понимание марксистской теории формаций, утвердившееся в 20-е годы и приведшее тогда к почти пол ному свертыванию.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter

Комментирование закрыто.