эта практика

Однако эта практика, обычная для раннефеодального государства, быстро исчезала под влиянием местных условий. По существу, в VII—VIII вв. в Закавказье и Средней Азии, как и в других окраинных областях халифата, сохранялись старые формы земельных отношений, но над ними временно усилилась верховная роль государства, на практике осуществлявшаяся через единую общегосударственную налоговую систему, стоявшую формально как бы над местными отношениями землевладельца и крестьянина. Это не могло долго продолжаться.

Единство и сила такого эфемерного объединения, как халифат, существовали, пока продолжались успешные внешние завоевания, доставлявшие верхушке арабского общества совместно с частью знати покоренных территорий новую добычу и новые объекты эксплуатации. С прекращением завоеваний исчезло и единство.

Одна за другой начали отпадать окраины, а на сохранивших зависимость от Багдада территориях вновь возобладали господствовавшие там до прихода арабов центростремительные тенденции, опиравшиеся на крупную земельную собственность, владельцами которой теперь стали и высшие слои завоевателей. Источники IX—X вв. пестрят упоминаниями «дийа» (поместий) по всей территории стран ислама. Земля продается и покупается, дарится и жалуется. При этом любопытно, что в условиях того времени пожалование земли, чаще всего обозначаемое в мусульманских источниках термином «икта» вовсе не сопровождается какими-то «феодальными» обязательствами лица, коему земля дается. Случалось, что правитель покупал землю, а затем жаловал ее, причем получивший становился фактическим собственником земли.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter

Комментирование закрыто.