Фатимидская пропаганда

Фатимидская пропаганда в Средней Азии и Хорасане в это время особенно усилилась.

На далекой окраине мусульманского мира, в Западной Индии, где еще до образования государства Фатимидов исмаилизм был воспринят арабскими династиями мелких княжеств (Синда, Мультана и Мансуры), а также многими жителями Гуджарата, конфликт Фатимидов и Аббасидов вылился в арабо-тюркскую борьбу за влияние, так как Фатимиды защищали упомянутых арабских правителей, а Аббасиды — местные тюркские династии.

В 1064 г. сельджуки вторглись в Сирию. В 1071 г. их военачальник Атсыз взял Иерусалим, а через пять лет — Дамаск. Однако держава сельджуков вскоре вступила в период упадка. Два вассальных султаната, образовавшиеся на захваченных землях Сирии и Палестины, будучи фактически самостоятельными, постоянно боролись между собой и со своими арабскими и сельджукскими вассалами; правитель Халеба Рудван даже повелел провозглашать в мечетях имя фатимидского халифа, чтобы заручиться его поддержкой против своего брата, дамасского султана Дукака.

В этой обстановке Фатимиды смогли отвоевать Акку, Тир и некоторые другие прибрежные города (1089 г.) и создать защитную полосу на палестинских подступах к Египту.

Ослабление Фатимидов и распад империи Сельджуков открыли путь крестоносцам. Как известно, первые крестоносцы начали свое движение на Восток в 1096 г.; в 1098 г. они овладели Антиохией и Эдессой. В самом начале их наступления везир Афдаль надеялся найти в крестоносцах союзников для борьбы с сельджуками, у которых Фатимиды в это время (сентябрь 1098 г.) отняли Иерусалим. Надежды Афдаля не оправдались; крестоносцы в 1099 г. овладели Иерусалимом, перебив в нем 70 тыс. мусульман и сделав его столицей своего королевства.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter

Комментирование закрыто.