И в XIX и в XX в

И в XIX и в XX в. усиленно изучали его, постоянно обращались к нему в поисках дурных и хороших образцов или истоков явлений современности. И когда они делали это достаточно серьезно, опираясь на источники, то, вольно или невольно, обогащали знания об этой эпохе, способствуя в конечном счете ее лучшему пониманию и постепенному выравниванию ее оценки в научной историографии. Чем больше узнавали историки-медиевисты о средних веках, тем более исторично они подходили к этому многовековому периоду — не только с точки зрения своего времени, но и с точки зрения предшествующего этой эпохе периода.

Историзм мышления был великим завоеванием XIX в. Необходимость его в понимании и природы и общества кратко выразили еще в 40-х годах XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс в знаменитых словах: «Мы знаем только одну пауку, науку истории» 1. Но необходимость историчного подхода к прошлому, учета его отношения с современностью понимали и многие крупные буржуазные историки XIX в.

Т. Н. Грановский еще в своих лекциях 1848 г. заметил, что «только через историю мы можем понять свое место в человечестве» и что, с другой стороны, «каждый момент современности, понятый человеком в историческом смысле, имеет влияние на понимание древней жизни человечества, ибо история есть нечто живое, связанное, органическое» 8. 11о словам Ж. Мишле, «тот кто будет придерживаться только настоящего, современного, тому не понять современного» 9. Позднее, уже в XX в. М. Блок настойчиво подчеркивал, что понять настоящее можно только с помощью прошлого, а понять прошлое — только с помощью настоящего 1(>.

Так писали о соотношении современности и истории ученые, занимавшиеся изучением не нового или новейшего времени, но далекой от нас эпохи средневековья. Им не приходило в голову считать свой интерес к ней «неактуальным», не нужным современному человеку.

Тем удивительнее, что в нашей литературе, критике и общественном сознании часто появлялись, а норой появляются и теперь, заявлении о «неактуальности» изучения истории средневековья как эпохи, не имеющей непосредственной связи с современностью, да к тому же «темной», враждебной прогрессу. Такого рода представления вызывают тем большее недоумение, что в свете исторического материализма и теории социально-экономических формаций средневековье представляет собой время господства феодальной формации, через которую прошло большинство народов нашей планеты, закономерный этап в истории человечества.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter

Комментирование закрыто.