К чести советских медиевистов

К чести советских медиевистов, исходивших всегда в своей оценке места средневековой эпохи в истории из этой теоретической посылки, они не бросались в крайности ни тогда, когда реакционная историография за рубежом непомерно возвеличивала средневековое прошлое Европы, ни тогда, когда его изучение объявлялось неактуальным, а поэтому неважным или даже ненужным.

Для советских историков-марксистов средневековье отождествляется с возникновением, развитием и разложением феодального строя, эволюция которого и составляет его объективное содержание. Истина достаточно общеизвестная и даже банальная в нашей медиевистике. Уже одно ее признание само но себе означает необходимость изучения этого периода истории, без чего невозможно понять закономерности общего развития человечества.

Однако, как и всякая наука, медиевистика находилась и находится в not*тонн ном развитии, и в нашей стране и за рубежом. Наши представления о феодальном строе и средневековом периоде все более конкретизируются и углубляются, эпоха предстает перед взором историка со все большими деталями и внутренними противоречиями, на первый взгляд не всегда укладывающимися в структуру жестко понятой теории формаций; новые знания требуют нового осмысления в рамках этой теории.

В свете новых реальностей возникает потребность критически оценить и все ранее достигнутое в советской медиевистике, определить ее место в сегодняшнем развитии исторической науки и у нас в стране и за рубежом, стоящие перед ней задачи, понять живую связь средневековой эпохи с современностью.

Для историографии нашего времени в целом и советской в частности наибольший интерес в изучении истории средних веков представляют, на наш взгляд, два аспекта. Этот период интересен для историка прежде всего как особая сложная система переплетающихся взаимосвязей, особый мир человеческого существования, т. е. как некая самоценность, которую нельзя рассматривать только в сравнении с предыдущей и последующей эпохами. Только при таком подходе высвечиваются те черты этой системы, которые снимают пренебрежительное отношение к средневековому периоду, позволяют увидеть в нем эпоху, которая но своим материальным и духовным ценностям далеко не во всем уступала эпохе Ренессанса и даже новой истории. Независимо от того, что более поздние времена унаследовали из этой системы, она оставила свой неповторимый и неизгладимый след в прошлом человечества. Такой подход требует изучения средневековой эпохи как бы изнутри. Именное ним связаны попытки известного французского медиевиста Жака Лe Гоффа увидеть «другое средневековье», не то, которое представлялось раньше», и стремление другого.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter

Комментирование закрыто.