карматы

Все же карматы еще не были сокрушены и вскоре смогли собрать силы для нового выступления.

Халиф Муизз, прибыв в Каир и сознавая опасность карматского нападения, отправил Хасану ал-Асаму письмо. В нем он выражал сожаление по поводу отпадения карматов от Фатимидов и стремился склонить Хасана к подчинению себе, ставя ему в пример его предков — Абу Сайда и Абу Тахира, которые, по мнению Муизза, в своих сочинениях и речах называли себя слугами Фатимидов; однако Хасан отверг это предложение. Де Гуе считает письмо Муизза, относящееся к 973 г., одним из существенных доказательств подчинения карматов. Фатимидам до 969 г.

В. Маделунг, справедливо полагая, что письмо это преследовало явно политические цели (Муизз добивался признания его карматами, стремясь усилить свою власть и приблизить уничтожение аббасидского халифата), считает его фальсификацией.

По его мнению, в упоминавшихся в письме сочинениях карматских вождей речь шла не о фатимидских халифах, а об ожидавшемся карматами махди — Мухаммаде ибн Исмаиле; Муизз же, пользуясь отсутствием в названных документах конкретного имени, приписал их Убайдаллаху и его преемникам.

Однако заключение В. Маделунга относительно фальсификации кажется скорее логическим продолжением всего его построения, нежели единственно возможным выводом из анализа текста письма и поэтому вызывает сомнения.

В то же время предположение В. Иванова, будто «бахрейнские карматы хотели предоставить (Фатимидам. — Л. С.) видное место в своей собственной секте», в свете этого письма оказывается явно неправильным.

Дальнейшие карматско-фатимидские отношения складывались следующим образом: в 974 г. бахрейнские карматы снова появились под Айн-Шамсом; их поддерживали враждебные Фатимидам Алиды и сторонники Ихшидидов. Однако Муизз смог подкупить важнейшего союзника карматов, вождя бедуинов Бану Таи за 100 тыс. динаров.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter

Комментирование закрыто.