крестьянские общины

Однако кое-где крестьянские общины сумели сохранить большую самостоятельность, а следовательно и большее благосостояние, особенно до XIV века. Они встречались преимущественно на северной и южной границах империи, потом в Баварии и Австрии.

Позднейшие миннезингеры, в частности Нитгард, передают нам много рассказов о благосостоянии и строптивости баварских и австрийских крестьян, а в «Мейере Гельмбрехте» — прекрасной повести в стихах, сочиненной Вернгером Гартенером (т.е. путешествующим) в первой половине XIII века и называемой с некоторым основанием самой древней германской «деревенской повестью», наглядным образом показывается, до каких бедствий могут довести благосостояние и буйство. Конечно, зависть заставила бедных поэтов класть слишком густые краски. Нам рассказывают, что крестьяне охотно стали бы играть роль рыцарей и что поэтому они никогда не отправлялись танцевать без меча, чем легко объясняется то обстоятельство, что танцы часто переходили в ссору, кончавшуюся убийствами, так что как-то раз в Австрии 32 крестьянина остались мертвыми после танцев; дальше нам описывают деревенских кокеток с модными шлейфами, с волосами, обвитыми шелковыми лентами, с венками из цветов на голове и с маленьким зеркалом на шее; потом нам рисуют крестьянина-фата, который уже накануне праздника завивает и закручивает себе локоны и на ночь старательно прячет их под чепчик, чтобы они были на утро свежее и хорошенько блестели.

Наконец нас заставляют присутствовать на крестьянских обедах, за которыми столы ломятся под тяжестью мясных блюд и выпечек, а вино льется рекой. Если исключить из этого описания всякое преувеличение, то все-таки получится картина, которая даст возможность заключить, что крестьянам здесь жилось лучше, чем где бы то ни было в другом месте и что «крестьянской лошади было достаточно беготни на ярмарках и базарах».

Германские крестьянские общины, лежавшие у северной границы государства, — дитмарзы и штедингерцы отличались гораздо более благородными чертами. Христианство не сломило древнегерманской гордости этих свободных людей, которые в полной неприкосновенности перенесли ее в средние века.

Исстари свободные дитмарзы жили между Эйдером и Эльбой, между морем и болотами. Церковь и феодальное дворянство протягивали свои жадные руки и к ним. Но воинственные дитмарзы нещадно колотили по длинным пальцам. В 1144 году они под предводительством Эдеманнса Юргена напали на укрепленный замок Бекельнбург и убили его владетеля, жена которого сказала, что крестьяне должны носить ярмо на шее.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter

Комментирование закрыто.