Марксу

Марксу было важно вывести критику буржуазной политической экономии из противоречий самой капиталистической системы. Великий русский утопический социалист строит критику капитализма тоже на принципе историзма, принципе развития противоречий данного строя. Но все же главная проблема состоит для него в ином: он пытается вскрыть несоответствие принципов теории трудовой стоимости практике капиталистического общества, стремится продемонстрировать, что буржуазная политэкономия не в состоянии выработать «формулу абсолютно выгоднейшего сочетания элементов производства».

И в критике капиталистического общества, и в обосновании идеала будущего Чернышевский опирался на таких «первоклассных мыслителей», как Сен-Симон, Фурье, Оуэн; он ценил Годвина; использовал в целях пропаганды и некоторые построения Луи Блана. Но, двигаясь в русле утопического социализма, Чернышевский делает по сравнению с утопистами существенный шаг вперед. В предсказаниях будущего он, как правило, отказывается выходить за рамки «отвлеченных» определений, даваемых экономической наукой. Для него ясны мечтательность, фантастичность картин грядущего у его учителей — «первые проявления новых общественных стремлений» всегда похожи более «на поэзию, чем на серьезную науку»; сам он светлую картину ожидаемого поместит в романе «Что делать?» в поэтический, мечтательный «Четвертый сон Веры Павловны»…

Общие контуры нового общества, рисуемого Чернышевским, таковы: при социализме происходит «соединение труда и собственности в одних и тех же лицах»; исчезают «отдельные классы наемных работников и нанимателей труда»; уничтожается господствующее при принципе частной собственности «трехчленное деление продукта»; «рента», «прибыль», «рабочая плата» соединяются «в одних и тех же руках». Присущее процессам «усовершенствованного производства» разделение труда сохраняется, но устраняется ведущая к «порче организма» работника его прикованность к «одной и той же частице дела».

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter

Комментирование закрыто.