Название «средние века»

Название «средние века» окончательно закрепилось за этим периодом в XVII в., хотя оценки его в историографии тогда не были однозначны. Церковная историография, особенно связанная с контрреформацией, рассматривала этот период как счастливое время господства единой церкви и католической религии в Западной Европе. Рационалистически мыслившие философы, занимавшиеся проблемами закономерностей, управляющих жизнью общества, так называемые «социальные физики», но существу игнорировали место средневековья в истории, а если касались этого периода, характеризовали его еще более отрицательно, чем гуманисты.

Эта традиция получила дальнейшее развитие у историков эпохи Просвещения, которые, однако, в отличие от «социальных физиков» немало занимались конкретной историей западноевропейского средневековья. Ее данными в первую очередь они пытались аргументировать свое отрицательное отношение к средневековью. В 1756 г. в своем эпохальном для того времени историческом труде — «Опыт о нравах и духе народов и о главных событиях истории от Карла Великого до Людовика XIII» — Вольтер писал, что, переходя от истории Рима к истории расчленивших ее варварских народов, «испытываешь чувство, похожее на чувство путешественника, который покинул великолепный город и оказался в пустыне, покрытой терниями. Вместо прекрасного латинского языка — 20 варварских наречий, вместо культуры и законов — только варварские обычаи.

Цирки и амфитеатры, возвышавшиеся во всех провинциях, сменились хижинами, крытыми соломой. Большие дороги, такие красивые и прочные, проложенные от подножия Капитолия до гор Гавра, покрылись стоячими водами. Такой же переворот произошел в умах. Григорий Турский и монах Фредегар из Септ Галена — это наши Полибии и Титы Ливии. Человеческий разум огрубел среди самых бесчувственных суеверий. . . Вен Европа коснеет в этом унижении до XVI в. и освобождается от пего лить путем ужасных судорог»

Таков неумолимый приговор века Просвещения средневековью. Не будем судить этот суровый приговор слишком строго: он складывался и развивался на волне той идейной борьбы, которую прогрессивные буржуазные мыслители вели тогда против остатков феодализма, изживавшего себя абсолютизма, клерикальной реакции. В преддверии надвигавшейся Великой французской революции средневековые традиции не могли быть восприняты теми, кто, может быть неосознанно, ее идейно подготовлял, иначе, чем тормоз.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter

Комментирование закрыто.