Но Курали-Магома

Но Курали-Магома встал в споре на сторону Гази-Мухаммеда. Он разрешил продолжать проповедь газавата и будто бы даже написал, что «отшельников мюршидов можно найти много: хорошие же военачальники и народные предводители (имамы) слишком редки»2. Джемал ад-Дину пришлось сдаться.

Столкновение Гази-Мухаммеда с Джемал ад-Дином повлияло п на отношения койсубулинского проповедника к его другу Шамилю. Они разошлись в вопросе о газавате и о дисциплине мюрида. Шамиль настаивал на подчинении Джемал ад-Дину, но после выступления Курали-Магомы ссора была ликвидирована. Однако это, по-видимому, не единственный случай столкновений между двумя будущими имамами. Недаром же Шамиль уже в Калуге подчеркивал Руновскому, что Гази-Мухаммед не понимал как следует ни задач движения, ни политической линии имама. Бросается в глаза и другое обстоятельство: Шамиль обычно держится ближе к Джемал ад-Дину, чем к Курали-Магоме. Но при недостатке материалов по этому вопросу делать из этого какой-либо вывод трудно.
Смотри илья яшин это интересно.
Победа мнения Гази-Мухаммеда над мнением Джемал ад-Дина оказала решающее воздействие на позицию Курали-Магомы. Первый дагестанский шейх тариката накшбенди признает теперь необходимость вооруженного выступления.

Поворот во взглядах Курали-Магомы, вызванный полемикой Гази-Мухаммеда с Джемал ад-Дином, подтверждается и Абд ар-Рахманом в его предисловии к «Адабуль Марзия».

Поворот в проповеди Курали-Магомы привел к тому, что его мюриды начали усиленно готовиться к газавату. Рассказы о ряде эпизодов сохранились, но ввиду их малой достоверности останавливаться на них мы не будем. Укажем лишь на то обстоятельство, что, судя по ряду данных, тарикатское учение в новой его интерпретации, учение, призывающее к газавату, распространилось по Дагестану очень широко. Именно с этого времени начинают встречаться сведения о тарикатистах и их шейхах, ведущих пропаганду газавата. Идея последнего, отвечавшая настроениям узденьскон массы, была подхвачена и с поразительной быстротой охватила весь Северный и Нагорный Дагестан. Программой проповедников было, наряду с газаватом, замена адатов шариатом и борьба с ханами. Так, Гази-Мухаммед «призывал их [жителей Дагестана. — Н.П.] к обязательности шариата.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter

Комментирование закрыто.