При производстве

При производстве, «мерилом которого служит потребление», строящееся на точном счете «общественных сил и потребностей», прекращаются кризисы, отпадает насильственная утрата рабочего времени, сбереженный труд употребляется на отдых или какое-нибудь новое занятие. Предусмотрено участие «трудящегося» в управлении всеми делами производства, без его согласия «не делается в товариществе ничего важного». Приведем и важнейшие мысли Чернышевского, созвучные мыслям Маркса и Энгельса. В целом социализм продолжает развитие цивилизации, «которая дает самостоятельность индивидуальному лицу, так что оно в своих чувствах и действиях все больше и больше руководится собственными побуждениями, а не формами, налагаемыми извне»; «альфа и омега наших стремлений — всевозможный простор для развития личности».

Социалистическое учение Чернышевского содержит лишь предварительные, самые общие наметки той исторической работы, которую человечеству предстоит осуществить. Но зато он сугубо конкретен, а главное — реалистичен в выявлении средств и путей преобразования действительности.

Историческая деятельность «политиков» и «простолюдинов»

В условиях России Чернышевский не создал теории научной классовой борьбы, хотя существенно приблизился к ее созданию. Но зато он особенно много сделал — здесь мы подходим к своеобразию его движения к научному мировоззрению — для разработки «антропологического принципа» в политике.

К поиску в этом направлении толкала Чернышевского сама обстановка реформы 1861 г. с ее надеждами на царя-«освободителя», призванного, как полагало либеральное «общество» — путем закона, мирно, без потрясений, «примирить противоборствующие стремления», «согласить враждебные интересы», «перевести один гражданский порядок в другой», развязать «вековые узлы», и все это вопреки явному и тайному сопротивлению «владельческой партии».

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter

Комментирование закрыто.