Р. А. Беккета

Так, статья Р. А. Беккета о творчестве У. Уитмена содержала наряду с высокой оценкой его стихов постановку крайне актуального вопроса о судьбах искусства в условиях технического прогресса. Революционная поэзия Уитмена, пишет (Беккет, полна оптимизма, для него «все ясно всегда и навсегда». Выспренности эстетской литературы, оказавшей влияние на многих поэтов-социалистов, Уитмен противопоставляет поэзию, лишенную всяких украшений, близкую к языку публицистики и прозы. «Ничего нет лучше, чем простота!»—вот девиз поэта. И этой простоте призывает учиться у него автор статьи, который расценивает поэзию Уитмена, как социалистическую, несмотря на то, что Уитмен не был членом какой-либо социалистической организации. Беккет говорит, что в его поэзии (больше социалистических идей, чем у многих поэтов социалистического движения, которые «только иногда касаются некоторых сторон этого движения, а затем мысли их буквально теряются в мраке других времен». Поэзия же Уитмена воспевала новую красоту — красоту индустриальной Америки, красоту техники. Эти мотивы были совершенно непривычны для творчества английских поэтов-социалистов 80-х годов, большинство из которых считало несовместимыми понятия красоты и техники. Беккет же считает, что «в дальнейшем, с развитием достижений современной науки, поэзия должна научиться воспевать их».

Статья Беккета о поэте, который сумел увидеть красоту в современном индустриальном мире, как бы вступает в полемику, которая велась тогда в кругах английской социал-демократии по вопросу о возможности развития искусства при капитализме. Как известно, тезис о враждебности индустриализации и капитализма красоте и искусству наиболее ярко был представлен в творчестве У. Морриса. «Высшие, наиболее интеллектуальные формы искусства не (могут развиваться при господстве индустрии, — писал он. — Художники, цель жизни которых производить красоту, лишены в реальной жизни материала для своей работы, так как все, что их окружает, грубо и вульгарно.

В поисках (Прекрасного ойи вынуждены обращаться к средним векам». Моррис последовательно проводит эту мысль и в своей поэзии, когда рисует общество будущего, основанное на ручном труде, и в своей практической деятельности, когда в фирме «Моррис и К°» возрождает (Средневековое ремесло, «Помимо желания создавать красивые вещи, основной страстью моей жизни была и есть ненависть к современной цивилизации»,—пишет Моррис.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter

Комментирование закрыто.