Русским государством

Русским государством и Османской империей, когда османское правительство не только санкционировало особое положение патриархата в русско-османских контактах, но и пыталось использовать его в своих интересах. Об этом свидетельствуют не только грамоты Лукариса, подтверждавшие искренность намерений османского правительства как в 1621 г., так и в 1627 г., но и его неоднократные письменные рекомендации османским послам-мусульманам.

Имеющиеся материалы позволяют осветить еще одну важную сторону в сношениях Кирилла Лукариса с патриархом Филаретом. Обнаружив архивные материалы о переводе Жаком Русселем по заказу Филарета кальвинистского «служебника», Б. Ф. Поршнев выдвинул смелую гипотезу, что Лукариса и Филарета объединяла общность не только политических интересов, но и религиозных взглядов; оба они стремились к обрядовому, догматическому и организационному объединению православия и кальвинизма.

Для лучшего понимания русских свидетельств, имеющих отношение к религиозной деятельности Лукариса, следует кратко коснуться тех конфликтов, которые эта деятельность вызвала среди греческого православного населения Османской империи. Конфликты эти возникали потому, что линия Лукариса на сближение с протестантскими державами основывалась не только на сознании общности политических интересов, но и была связана с его личной приверженностью к кальвинистскому вероучению.
Личные взгляды Лукариса, выработанные в результате длительного общения с голландскими и английскими теологами, мало соответствовали, однако, взглядам его православной паствы. Понимая это как политик, Кирилл и не предпринимал серьезных попыток распространять такие взгляды у себя на родине, но о его склонности к кальвинизму было широко известно в Европе. Обвинения в приверженности Кирилла к этому учению широко использовались представителями католических держав, чтобы настроить против патриарха более консервативную часть его паствы, и так раздраженную его постоянным общением с протестантами. Положение обострилось, когда в 1629—1630 гг. в Швейцарии Лукарис опубликовал свое «Исповедание веры», в котором его кальвинистские симпатии получили достаточно явное отражение.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter

Комментирование закрыто.