в ценности разума

От сомнения в ценности разума до отрицания разума— один шаг. И этот шаг делают ныне многие буржуазные социологи и философы. Один из родоначальников прагматизма, американский философ У. Джемс, еще в 1902 г. в нашумевшей тогда книге «Многообразие религиозного опыта» (переведена на русский язык в 1910 г.) писал, что «наше нормальное, или, как мы его называем, разумное сознание представляет лишь одну из форм сознания, причем другие, совершенно от него отличные, формы существуют рядом с ним, отделенные от него лишь тонкой перегородкой».

Такими формами являются, по У. Джемсу, «классический мистицизм» и «мистические переживания», «берущие начало из той великой подсознательной области, существование которой уже признано наукой, но о которой еще так мало известно». И вот теперь Г. Беидер и другие пытаются ликвидировать этот «пробел» науки за счет привнесения в нее «законов» потустороннего. В своей книге «Там, где кончается пустыня.

Политика и трансцеиденцня в постиндустриальном обществе» Т. Розак с симпатией именует подобных борцов против «разумного сознания» романтиками. Ибо они, по его словам, открывают очарование «старого гнозиса» и «обращают самое пристальное внимание на проблемы алхимии, магии, предсознательных структур человеческой психики».

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter

Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.