Хлеб, свечи

Хлеб, свечи и всякую всячину, смотря по обычаям страны, а священник поет, пока они дают, и вскоре смолкает, как только они перестают давать. Когда обедня кончается, отправляются с кадильницей на могилу, кадят там немного и потом уходят. Потом родные ведут наследников домой и тут дается хороший обед, в особенности если является приходское духовенство. В это время они воспевают покойника, и это должно спасти его душу». Франк упоминает и о часто встречавшемся суеверном обычае закутывать мертвецов в монашеские рясы. «На многих богатых горожан, князей и господ, — говорит он, — надевают по смерти их монашескую рясу для того, чтобы они явились в ней на небо — от этого будто бы им простятся все грехи».

В момент падения рыцарского образования средних веков германские города сделались рассадником просвещения, и можно сказать, что они в этом деле не оказались несостоятельными. Они исполняли свою цивилизаторскую обязанность в пределах, обусловленных обстоятельствами. В противоположность болезненной мечтательности средневековой романтики, все их умственное развитие опиралось на принцип трезвой разумности.

Исключением из этого правила являлось только искусство, именно архитектура. В этой области религиозный дух и благочестивое вдохновение торжествовали победу над простой, здравой рассудочностью, и сама мещанская художническая жизнь приняла идеальную форму в архитектурных братствах, о которых мы говорили раньше, точно так же, как и об их произведениях. Скажем здесь об этом предмете только то, что в наше время путешественник, проходя мимо многочисленных памятников германской архитектуры, устремляющихся к небесам, вынужден с благодарностью и с уважением признавать в людях того времени преданность возвышенной идее, упорство и единодушие.

Не было бы возможно создавать подобные произведения, если бы изобретательный дух механики не служил художественной идее и не вторгался даже и в ремесла таким содействующим образом. До эпохи Тридцатилетней войны германское и нидерландское мещанство слыли во многих отраслях промышленности самыми искусными и предприимчивыми, а Ганза в это же время была величайшей торговой державой.

Германские ремесленники славились во всем свете своим искусством в горном деле, в изготовлении оружия и других металлических изделий, мебели, сукна и полотен, пурпурной краски и пружин. Иностранные, в особенности французские, писатели хвалили в немцах их «genie aussi inventif que patient et laborieux» (гений, столь же изобретательный, сколько терпеливый и трудолюбивый) и назвали Германию «1а patrie des machines» (родиной машин). Повсеместно признавалось не одно только германское ремесленное искусство, возвышавшееся, например.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter

Комментирование закрыто.