Яковом Твингером

Яковом Твингером фон Кенигсгофен и носившую название «Эльзасской и Страсбургской хроники», и «Лимбургскую хронику», начатую несколько лет позднее городским писарем Иоганном Генсбейном (?) и писанную потом дальше другими; обе эти хроники весьма важны для истории средневековой германской цивилизации и германских нравов.

Если, с одной стороны, проза усовершенствовалась в городах и, благодаря торговой деятельности, получила деловой склад, между тем как летописная литература ввела ее в область истории, а записывание городских уставов придало ей канцелярский и судебный колорит, то, с другой стороны, мещанство старалось также продолжать прясть нить поэзии, выскользнувшую из грубых лап одичавшего дворянства. Но надо сознаться, что в этом отношении оно обнаружило гораздо больше рвения, чем способностей.

Рыцарское воспевание любви превратилось в пенье мастеров, которые принимали за образцы позднейших миннезингеров, гномиков, Фрауенлоба, Рейнмара, Регенбогена, Мускатблюта — все только мещанских поэтов. Уже они доставили торжество мещанской рассудочности над рыцарской фантастикой. Песни мастеров твердо держались именно этого рассудочного элемента. Они были лирически изукрашенной поэзией поговорок.

Их эстетическое значение весьма невелико, во всем построении их есть что-то прозаически ремесленное; посреди средневековой городской жизни, часто отличавшейся распущенностью, они играли роль нравственного и обуздывающего элемента цивилизации и служили хотя до некоторой степени соединительным звеном между будничным реализмом мастерской и миром идеалов. Согласуясь с другими городскими учреждениями, лирическая литература мастеров (Meistergesang) сгруппировалась в корпорации, в цеха. Подобно людям, занимающимся одним ремеслом, мещанские поэты составляли между собой общества, и основание первого из них приписывается Фрауенлобу в Майнце.

После того как император Карл IV даровал этим обществам корпоративные права, они стали быстро умножаться и распространились по всему государству. Певческие общества или гильдии имперских городов Майнца, Франкфурта, Страсбурга, Нюрнберга, Регенсбурга, Аугсбурга и Ульма сделались образцами для других и остались ими. Лирическая литература мастеров составила себе поэтические правила, которые назывались табулатурой (Tabulatur). В этих правилах различные размеры стихов назывались зданиями, мелодии — тонами или напевами, причем попадались странные вычурности. Такими были синий и красный тон, желто-фиолетовый мотив, полосатый шафранный мотив, желтый мотив.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter

Комментирование закрыто.